детский сад № 34 "Чебурашка"Группа №5 " Веселые гномики"г Азов

Советы логопеда по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста. (О.Ю)

%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

советылогопеда по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста

Для того чтобы речьребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий:

• Не старайтесь ускоритьход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевымизанятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать еговозрасту.

• В общении с ребенкомследите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произноситечетко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова,обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.

• Не подделывайте поддетскую свою речь, не злоупотребляйте также и уменьшительно-ласкательнымисуффиксами - все это тормозит речевое развитие ребенка.

• Своевременноустраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки,встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае несмейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, какнадо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мыслиили говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

• Не оставляйте безответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

• Раз в месяцзаписывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записатьгуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - беседы с ребенком, его речьво время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельныевысказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), приэтом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут вработе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

• Следите за тематикойзанятий в группе, которую посещает Ваш ребенок. Закрепляйте эту же тему дома(новые изученные слова, стихи, игры, потешки,чистоговорки, скороговорки,песни).

Желаем успехов!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

УЧИМСЯ ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ

 

В наше время на книжных полках магазинов завидное изобилие печатной продукции для детей на любой вкус, любого оформления и любого содержания.

 

В возрасте 3-4 лет тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторых предметах быта, о продуктах питания. Отличительной чертой являются яркие, характерные признаки внешнего вида (форма, цвет, величина), качества и свойства, которые дети хорошо знают.

Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
(кошка)

Прыг-скок,
Прыг-скок,
Длинные уши,
Белый бок.
(заяц)

Беленькие пёрышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке?
(Петя-петушок)

Мохнатенькая, усатенькая,
Молочко пьёт,
Песенки поёт.
(кошка)

Голодна - мычит,
Сыта - жуёт,
Малым ребяткам
Молоко даёт.
(корова)

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.
(собака)

На грядке зелёные,
А в банке солёные.
(огурцы)

В шкурке жёлтой,
кислый он
Называется …
(лимон)

 

 в этом возрасте загадки не должны быть слишком подробными, так как многочисленные признаки ребёнку трудно запомнить и соотнести между собой.

 

 

 

Желаем успехов!

 

Для детей 4-5 лет тематика загадок значительно разнообразней: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах питания, явлениях природы, о средствах передвижения. Рекомендуем загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки
Белые …
(снежинки)

Стукнешь о стенку -
А я отскачу.
Бросишь на землю -
А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу.
(мяч)

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает.
(петух)

На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы, ни ног.
(ёж)

Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
(ветер)

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрёшка)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(машина)

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это?
(репка)

 

Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама загадка выступать как рассказ о предмете.

 

 

 

 

 

 

 

В 5-6-летнем возрасте у детей проявляется чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге.

Маленькая собачка
Домик стережёт.
(замок)

Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(мяч)

Над нами -
Вверх ногами.
Ходят - не страшатся,
Никого не боятся.
(мухи)

Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
(мороз)

В воде она живёт -
Нет клюва, а клюёт.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(рыбка)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(иней)

Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
(корова)

Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он - забияка,
Поутру - часы.
(петух)

 

Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст 6-7 лет характеризуется достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением.

Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями,
а не птица.
(жук)

Всегда во рту,
А не проглотишь.
(язык)

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(поезд)

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет чёрный след.
(карандаш)

Посреди двора
стоит копна
Спереди - вилы,
сзади - метла.
(корова)

Быстро грызёт,
Мелко жуёт,
А сама не глотает.
(пила)

Вроде сосен,
вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(лиственница)

Молода -
похожа на серп,
Поживёт -
станет, как лепёшка.
(месяц, луна)

 

Характеристика предметов может быть дана кратко: называем один-два признака, по которым нужно восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

27 октября 2024 в 19:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.