|
Советы логопеда по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста. (О.Ю)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
советылогопеда по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста
Для того чтобы речьребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий:
• Не старайтесь ускоритьход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевымизанятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать еговозрасту.
• В общении с ребенкомследите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произноситечетко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова,обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте поддетскую свою речь, не злоупотребляйте также и уменьшительно-ласкательнымисуффиксами - все это тормозит речевое развитие ребенка.
• Своевременноустраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки,встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае несмейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, какнадо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мыслиили говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
• Не оставляйте безответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
• Раз в месяцзаписывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записатьгуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - беседы с ребенком, его речьво время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельныевысказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), приэтом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут вработе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
• Следите за тематикойзанятий в группе, которую посещает Ваш ребенок. Закрепляйте эту же тему дома(новые изученные слова, стихи, игры, потешки,чистоговорки, скороговорки,песни).
Желаем успехов!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
УЧИМСЯ ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ
В наше время на книжных полках магазинов завидное изобилие печатной продукции для детей на любой вкус, любого оформления и любого содержания. |
В возрасте 3-4 лет тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторых предметах быта, о продуктах питания. Отличительной чертой являются яркие, характерные признаки внешнего вида (форма, цвет, величина), качества и свойства, которые дети хорошо знают. |
Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
(кошка) |
|
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Длинные уши,
Белый бок.
(заяц) |
|
Беленькие пёрышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке?
(Петя-петушок) |
|
Мохнатенькая, усатенькая,
Молочко пьёт,
Песенки поёт.
(кошка) |
|
Голодна - мычит,
Сыта - жуёт,
Малым ребяткам
Молоко даёт.
(корова) |
|
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.
(собака) |
|
На грядке зелёные,
А в банке солёные.
(огурцы) |
|
В шкурке жёлтой,
кислый он
Называется …
(лимон) |
|
в этом возрасте загадки не должны быть слишком подробными, так как многочисленные признаки ребёнку трудно запомнить и соотнести между собой. |
|
|
|
Желаем успехов!
Для детей 4-5 лет тематика загадок значительно разнообразней: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах питания, явлениях природы, о средствах передвижения. Рекомендуем загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. |
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки
Белые …
(снежинки) |
|
Стукнешь о стенку -
А я отскачу.
Бросишь на землю -
А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу.
(мяч) |
|
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает.
(петух) |
|
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы, ни ног.
(ёж) |
|
Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
(ветер) |
|
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрёшка) |
|
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(машина) |
|
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это?
(репка) |
|
Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама загадка выступать как рассказ о предмете. |
|
|
|
В 5-6-летнем возрасте у детей проявляется чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге. |
Маленькая собачка
Домик стережёт.
(замок) |
|
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(мяч) |
|
Над нами -
Вверх ногами.
Ходят - не страшатся,
Никого не боятся.
(мухи) |
|
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
(мороз) |
|
В воде она живёт -
Нет клюва, а клюёт.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(рыбка) |
|
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(иней) |
|
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
(корова) |
|
Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он - забияка,
Поутру - часы.
(петух) |
|
Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный. |
|
|
|
Возраст 6-7 лет характеризуется достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением. |
Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями,
а не птица.
(жук) |
|
Всегда во рту,
А не проглотишь.
(язык) |
|
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(поезд) |
|
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет чёрный след.
(карандаш) |
|
Посреди двора
стоит копна
Спереди - вилы,
сзади - метла.
(корова) |
|
Быстро грызёт,
Мелко жуёт,
А сама не глотает.
(пила) |
|
Вроде сосен,
вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(лиственница) |
|
Молода -
похожа на серп,
Поживёт -
станет, как лепёшка.
(месяц, луна) |
|
Характеристика предметов может быть дана кратко: называем один-два признака, по которым нужно восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения. |
|
|
|
27 октября 2024 в 19:58
|